Еще в феврале этого года в журнале Science Translational Medicine была опубликована  многообещающий материал: экспериментальная противораковая вакцина показала высокую эффективность в тестовых испытаниях на лабораторных мышах. Еще более радостными новостями для многих наверняка станет информация о том, что теперь исследователи перешли к этапу клинических испытаний на людях..

Исследователи медицинского центра при Стэнфордском университете выяснили, что инъекции, состоящие из двух иммунностимулирующих агентов, непосредственно в раковую опухоль приводят к быстрому распознаванию и уничтожению раковых клеток защитными Т-лимфоцитами. Однако самым интересным моментом в этом эксперименте было то, что иммунная система начинает разрушать не только раковые клетки непосредственно в опухоли, но и метастазы. Это открытие стало началом разработки специальной вакцины, способной противостоять раку.

Вы можете подумать, что исследователи допустили ошибку, выбрав термин «вакцина» для разработанной ими методики противостояния онкологическим заболеваниям. Но, если задуматься, мы всё же имеем дело с провокацией иммунной системы, достигаемой посредством инъекции. Именно поэтому учёные называют своё открытие именно «вакциной от рака» и никак иначе. Как правило, Т-клетки неэффективны против раковых клеток, так как просто не способны отличить их от здоровых. Всё дело в том, что раковые клетки выделяют химические вещества, позволяющие им оставаться невидимыми для иммунитета.

Существующие методы лечения рака с использованием антител, используемых в их основе высоко-специфических мутаций, чтобы выслеживать определённые раковые клетки. Соответственно, они эффективны только против определенных типов раковых клеток. Недавно одобренная метод CAR-терапии также модифицирует Т-клетки на генетическом уровне, причём для этого необходим индивидуальный подход к каждому конкретному пациенту. В отличие от вышеперечисленных методик, способ стэнфордских учёных является более универсальным, к тому же он уничтожает не только раковые клетки внутри опухоли, но и метастазирующие клетки.

Говоря об эффективности новой методики, невозможно обойтись без статистики: на сегодняшний день учёным удалось излечить 97% лабораторных мышей от лимфомы. В данный момент начинаются клинические испытания на людях, страдающих от неходжинских В-клеточных лимфом. Руководитель проекта доктор Рональд Леви планирует набрать две контрольные группы общей численностью в 35 человек к концу текущего года. Основной целью клинических испытаний является вычисление оптимальной дозы препарата, а также выявление побочных эффектов новой методики лечения.

Новый прибор выявляет инсульт с 92% точностью за 30 секунд

Исследователь из университета Пердью Луис Солорио помог создать реалистичную раковую среду из полимера, что позволит определить какие лекарства эффективнее всего помогут в лечении болезни.