Однажды могущественный шумерский король по имени Гильгамеш отправился на происки, как это часто делают персонажи мифов и легенд. Гильгамеш стал свидетелем смерти своего лучшего друга Энкиду и, опасаясь подобной участи, отправился на поиски бессмертия. Великий король не смог найти секрет вечной жизни, но и не горевал особо, поскольку подвиги его будут жить куда дольше.

Перемотайте на четыре тысячи лет вперед плюс-минус столетие, и Гильгамеш, известный и по сей день, несмотря на прошедшее время, был бы рад узнать, что сегодня многие занялись поиском долголетия. Но вместо борьбы с эпическими монстрами и хитроумными богами, люди занимаются наукой и бизнесом, чтобы продлить себе жизнь и раскрыть секреты человеческой биологии.

Среди них и Обри де Грей, биомедик-геронтолог, основатель SENS Research Foundation, которая ищет возможности улучшения регенеративной медицины и применения ее к возрастным заболеваниям. SENS означает Strategies for Engineered Negligible Senescence. Этим термином де Грей описывает широкий массив (из семи, если точно, пунктов) медицинских вмешательств, которые могут излечить или предотвратить различные типы молекулярных и клеточных повреждений, которые в конечном итоге приводят к возрастным заболеваниям вроде рака и Альцгеймера.

Многие из этих стратегий сосредоточены на стареющих (сенесцентных?) клетках клетках, которые накапливаются в тканях и органах по мере старения людей. Не совсем мертвые, стареющие клетки перестают делиться, но остаются метаболически активными, извергая все виды белков и других молекул, которые могут вызывать воспаление и другие проблемы. Для молодого организма это не проблема (и, вероятно, частичное поддержание общее биологической функциональности), поскольку здоровая иммунная система может с этим справиться.

Но по мере старения сенесцентные клетки продолжают накапливаться, и в определенный момент иммунная система перестает с ними справляться. Добро пожаловать в старость.

О мышах и людях

Исследователи вроде де Грея считают, что лечение клеточных основ старения может не только предотвратить заболевание, но и значительно увеличить продолжительность жизни человека. Насколько? По мнению де Грея, в библейских пропорциях — на веки.

Де Грей говорит, что наука сделала большой шаг вперед за последние 15 лет. Например, ученые научились копировать митохондриальную ДНК в ядро. Митохондрии служат энергостанциями клетки, но крайне уязвимы для мутаций, которые приводят к клеточной дегенерации. Копирование митохондриальной ДНК в ядро поможет защитить ее от повреждений.

В США успешно испытали первое лекарство от алкоголизма

Другое достижение, которого удалось добиться шесть лет назад, состояло в том, что ученые впервые выяснили, как убивать стареющие клетки. Это открытие привело к новым экспериментам на мышах, которые показали, что удаление этих клеток — тикающих бомб — предотвращало развитие заболеваний и даже увеличивало срок жизни грызунов. Теперь эту антивозрастную терапию вот-вот должны опробовать на людях.