Люди, не занимающиеся музыкой профессионально, склонны думать, что для профессионального музыканта довольно легко переключаться с одного жанра музыки на другой, сначала играть Бетховена, а потом Оскара Питерсона. Но на самом деле это очень нелегко, причем даже для людей с большим опытом. И дело не в подготовке, дело в мозге. Они заметили, что активность мозга джазовых пианистов отличается от активности классических пианистов, даже когда они играют одну и ту же музыку. Это может дать представление о процессах, которые обычно происходят при создании музыки и которые являются специфическими для определенных стилей.

Кит Джаррет, всемирно известный джазовый пианист, однажды когда его спросили, будет ли он организовать концерт, во время которого он исполнит как джазовые композиции так и классические произведения: «Нет, это смешно. Это практически невозможно из за настроя и так сказать- схематической системы. В этом случае будут задействованы разные схематические системы музыканта для этих двух жанров, а это трудная задача переключатся».

Ученые в Институте человеческих когнитивных и мозговых наук Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге продемонстрировали, что может быть нейрофизиологическое объяснение этого феномена: они заметили, что во время игры на фортепиано различные процессы происходят в мозгах джазовых и классических пианистов, даже при выполнении одного и того же фрагмента.

[ad id=»839″]

Исследователи отобрали 30 профессиональных пианистов, половина из которых не менее двух лет специализируется на исполнении джаза, а другая половина – на классической музыке. Учёных интересовало, как музыканты разных стилей решают две извечные проблемы пианистов: какие клавиши нажимать («что играть») и какими пальцами («как играть»). Участникам предлагалось повторить увиденное на специальной клавиатуре (звук при этом для чистоты эксперимента был выключен), а ЭЭГ считывала активность их мозга.

Испытуемым показывали анимированную руку, которая воспроизводила последовательность фортепианных аккордов. При этом воображаемый пианист время от времени допускал ошибки двух видов: он нажимал не на те клавиши (ошибки в гармонии) и неудачно выбирал для этих действий пальцы (ошибки в аппликатуре).

результаты эксперимента

В соответствии с этим классические пианисты фокусируют свое внимание на «Как». От классического музыканта требуется безупречная техника исполнения – отсюда внимание к аппликатуре.. Поэтому выбор аппликатуры имеет решающее значение. Джазовые пианисты концентрируются на «Что». Они всегда готовы импровизировать и разнообразить свою игру, чтобы создать неожиданные исполнительские фразы.

Выяснилось, что джазовые пианисты лучше сосредотачиваются на выборе клавиш, а исполнители классики большее внимание уделяют расположению рук.

[quote font_size=»19″ bgcolor=»#ffffff» bcolor=»#dd3333″]Этот удивительный графен[/quote]

«У джазовых пианистов мы нашли свидетельства гибкости в планировании гармоний во время игры, — говорит Роберта Бланко, одна из авторов исследования. — Когда мы просили их сыграть гармонически неожиданный аккорд в стандартной последовательности аккордов, их мозг начинал планировать действия гораздо быстрее, чем мозг классических пианистов. Соответственно, они быстрее реагировали и продолжали исполнение». Классические же пианисты исполняли произведения гораздо лучше своих коллег, когда дело касалось необычной аппликатуры. В этих случаях мозг показывал более четкое понимание расстановки пальцев, и соответственно музыканты делали гораздо меньше ошибок при имитации аккордов.